С Днём рождения, НАСА...

четверг, июля 29, 2010 18:14

29 июля 1958 - Президент Эйзенхауэр подписал  Национальный Акт (закон) о космосе и аэронавтике (National Aeronautics and Space Act) о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA - National Aeronautics and Space Administration).

На фото - президент Эйзенхауэр и администратор НАСА T. Keith Glennan изучают фотографии, сделанные спутником ТИРОС-1 в апреле 1960 года, менее чем через два года после того, как Эйзенхауэр подписал закон о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Читать далее >>

Street-Fighting Mathematics

вторник, июля 27, 2010 10:02

Большинство из нас учат математику у математиков. - Плохая Идея!

Математики смотрят на математику как на область исследования, где они могут делать все, что хотят и как они хотят. Остальные из нас используют математику как точный язык для выражения отношений между величинами реального мира и в качестве инструмента для получения количественных выводов из этих отношений. Для этой цели курс математики в том виде, как он преподается сегодня, редко бывает полезным и часто приводит к совершенно разрушительным последствиям для обучаемого.

Street-Fighting Mathematics by Sanjoy Mahajan

Еще будучи студентом, я пообещал себе, что, если я когда-нибудь стану учителем, я никогда не поведу своих студентов этим путем. Всю жизнь я пытался найти прямые и прозрачные способы видения реальности, пытался выразить эти знания количественно, и я никогда сознательно не нарушил свое обещание.

За редкими исключениями, той математике, которую я нашёл наиболее полезной, я научился в естественно-научных и технических курсах, сам или по этой книге. Street-Fighting Mathematics (Уличные бои математики) является глотком свежего воздуха. Sanjoy Mahajan самым дружеским образом учит нас, как пользоваться инструментами, которые работают в реальном мире. Используя тот факт, что нам просто когда мы считаем что-то очевидным, он подводит нас к другому уровню. Лично мне больше всего нравится его подход к уравнению Навье-Стокса, такому страшному, что я никогда бы не попытался сам его решить. Но он ведет нас через него, собирая жемчужины понимания по пути.

В этой маленькой книге собраны идеи для каждого из нас. Лично мне очень понравились нескоторые из приведенных в ней методик. Рекомендую...

Carver Mead - Источник

Читать далее >>

Бернард Шоу - фразы

06:37

Бернард Шоу

  • Сколько бы вы хотели зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?
  • Однажды некая недовольная дама, в порыве гнева заявила писателю:
    - Если бы вы были моим мужем, я бы не удержалась и подсыпала бы вам в чай яду.
    - Мадам, - ответил Шоу, - если бы вы были моей женой, я бы немедленно выпил этот чай...
  • Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар
  • - Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств.
  • В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных условий, и, если не находит, создает их сам.
  • Ненависть — месть труса за испытанный страх.
  • - Не пытайтесь жить вечно - у вас ничего не выйдет.

Источник: stanis_sadal

Читать далее >>

Робототехника и нанотехнологии - что же это на самом деле...

воскресенье, июля 25, 2010 17:06

Один известный и престижный московский ВУЗ объявил прием на специальность "Робототехника и нанотехнологии". Ну, народ ломанулся - конкурс туда совершенно дикий был. Я сам поступил на этот факультет с большим скрипом. Ну, учимся: год, два. Перед третьим курсом собирает нас декан и говорит:
- На самом деле ваш факультет называется "Радиолокация и навигация".
Мы возмущаемся:
- Как это так?
А декан грустно-грустно отвечает:
- А иначе кто бы пошел на эту радиолокацию. . .

Читать далее >>

Доктор, я реален???

суббота, июля 24, 2010 18:55

Доктор, я реален ???

Читать далее >>

Инноград Сколково

07:19

14 июля в ЖЖ открылся новый блог, посвященный последним событиям вокруг строительства в России этого уникального научного города - инновационной столицы России, который спустя 800 миллиардов долларов государственного финансирования станет крупнейшим научным центром в мире...

Инноград Сколково

    • Технология возведения нанодомов такова, что позволяет в течение 3 часов возводить тонкие здания любой сложности. При этом дом выдерживает ветер скоростью до 100 метров в секунду и землетрясения мощностью до трёх баллов по шкале Рихтера. Такая прочность здания при относительно небольших затратах на строительство объясняется активным использованием нанотехнологий и инновационных материалов.
    • Стоимость изготовления любой стальной детали, измеренной в нанометрах, выше стоимости изготовления точно такой же детали, измеренной в миллиметрах, в k раз, где k зависит от политической коньюнктуры в регионе изготовления.
    • В Сколково началась работа по выведению электронного документооборота на государственный уровень. Разрабатывается софт, распознающий сочетания слов в постингах, твитах, сообщениях в ICQ и Skype и автоматически генерирующий повестки к следователю и в суд.

Читать далее >>

Жертвы прессы

пятница, июля 23, 2010 07:09

  • Из статьи, написанной журналисткой, далекой от археологии, после посещения кабинета археологии университета. Описывается реставрация керамического сосуда:
    "Ее (реставраторши) быстрые и умелые руки что-то подклеивали, что-то обламывали, в результате получался красивый древний сосуд".
  • Вновь из прессы:
         "Обнаружены остатки рудокопа эпохи палеолита"
  • - Здесь в древности протекала река Медведка, - сказал Г.П., указывая рукой в сторону Камы.

Читать далее >>

...не столько науки юношей питают, сколько юноши – науку...

среда, июля 21, 2010 10:58

мЕГЮБХЯХЛЮЪ

Молодая научная кровь

Сегодня уже не столько науки юношей питают, сколько юноши – науку

2008-07-09 / Сергей Викторович Егерев - доктор физико-математических наук, заместитель директора Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере
Читать далее >>

10 замечательных фотографий из нашей солнечной системы

вторник, июля 20, 2010 23:10

Нам, землянам, очень крупно повезло в том, что многие из запущенных нами космических спутников, орбиты которых пролегали достаточно близко к соседним с нами планетам, смогли сделать удивительные фотографии и передать их на Землю. Ниже мы публикуем подборку фотографий всех крупных объектов нашей солнечной системы. Итак, в порядке их удаления от Солнца:

1. Солнце

Фотография Солнца

Солнце обращается вокруг центра Галактики Млечный Путь на расстоянии примерно 26.000 световых лет, завершая один оборот примерно за 225-250 миллионов лет. Орбитальная скорость составляет примерно 217 км/с (135 миль/с), что эквивалентно пролёту 1 светового года за 1400 лет, а одной астрономической единицы - за 8 дней. В настоящее время оно путешествует через Местное межзвёздное облако (Local Interstellar Cloud, casually called the Local Fluff) в так называемом Местном пузыре (Local Bubble) разреженного горячего газа неправильной формы в межзвёздной среде внутри рукава Ориона нашей Галактики, между более крупными рукавами Стрельца и Персея.

2. Меркурий

Фотография Меркурия

Меркурий является самой маленькой планетой солнечной системы, которая обращается вокруг Солнца за 88 дней. По физическим характеристикам Меркурий весьма похож на Луну, и так же богато усеян кратерами. Он не имеет ни одного естественного спутника и никаких заметных признаков существования атмосферы. Зато эта маленькая выжженная Соднцем планета имеет большое железное ядро.

3. Венера

Фотография Венеры

Венера является второй ближайшей к Солнцу планетой, обходя его за 224,7 земных суток. Это самый яркий природный объект в ночном небе, за исключением Луны. Венера достигает своей максимальной яркости незадолго до восхода или сразу после заката. Поэтому её часто называют утренней или вечерней звездой. Венеру астрономы относят к категории планет земной группы и иногда называют сестрой Земли, поскольку обе они близки по размерам, плотности и силе гравитации.

4. Земля

Фотография Земли

Земля является родным домом для миллионов видов живых существ, включая человека, и единственным известным нам местом во вселенной, где существует жизнь. Около 71% поверхности планеты покрыто морской водой, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. До сих пор ничего не известно о существовании жидкой воды, которая необходима для существования жизни, которую мы знаем, на поверхности любой другой планеты. Земля взаимодействует с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну. В настоящее время она обращается вокруг Солнца один раз за период, который равен примерно 366,26 оборотам планеты вокруг своей оси.

5. Марс

Фотография Марса

Марс, планета земной группы с разреженной атмосферой, по особенностям поверхности напоминает одновременно как лунный пейзаж с метеоритными кратерами, так и вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки Земли. Именно на этой планете расположены гора Олимп - самая высокая гора, известная в Солнечной системе, и Долина Маринера (Valles Marineris), - самый большой каньон. В дополнение к похожим географическим особенностям, период вращения Марса и сезонные циклы также сходны с Землей.

6. Юпитер

Фотография Юпитера

Юпитер является самой крупной планетой в Солнечной системе. Он в два с половиной раза массивнее, чем все другие планеты, вместе взятые. Планета состоит, главным образом, из водорода с небольшой долей гелия. Есть научная гипотеза, что у Юпитера может быть твёрдое ядро из более тяжелых элементов. Из-за быстрого вращения планета имеет форму сплюснутого сфероида.

7. Сатурн

Фотография Сатурна

Сатурн является второй по размеру планетой Солнечной системы после Юпитера. Наряду с планетами Юпитер, Уран и Нептун, он классифицируется как газовый гигант. Радиус Сатурна в 9 раз больше Земли, но, поскольку он в основном состоит из водорода с небольшими пропорциями гелия и микроэлементов, то его средняя плотность в восемь раз меньше земной. Внутренняя структура Сатурна состоит из преимущественно металлического ядра, окруженного толстым слоем металлического водорода, промежуточного слоя жидкого водорода и газообразного внешнего слоя.

8. Уран

Фотография Урана

Уран является третьей по величине планетой Солнечной системы. Это была первая планета, открытая в современную эпоху. Она видна невооруженным глазом, как и пять классических планет, но никогда не была признана древними наблюдателями в качестве планеты из-за своей тусклости. Как и другие планеты-гиганты, Уран имеет свою систему колец, магнитосферу и многочисленные спутники.

9. Нептун

Фотография Нептуна

Нептун - восьмая и самая дальняя от Солнца из известных планет в Солнечной системе. Это четвертая по диаметру и третья по массе планета - масса Нептуна в 17 раз превышает массу Земли. Атмосфера Нептуна в основном состоит из водорода и гелия. Наличием в атмосфере небольшого количества метана учёные объясняют наблюдаемый синий цвет планеты. Однако, у Нептуна этот цвет гораздо ярче, чем у Урана, атмосфера которого содержит практически такое же количество метана. Решением загадки интенсивного синего цвета Нептуна может быть пока неизвестный компонент атмосферы.

10. Плутон

Фотография Плутона

Нам все равно, что Плутон был в последнее время понижен в должности - мы выросли с ним, как с планетой, и включаем в нашу галлерею! Но, к сожалению, это не фотография, а работа художника, поскольку какой-либо фотографии Плутона с высоким разрешением у нас ещё нет. Изначально считавшийся планетой, в настоящее время Плутон считается крупнейшим представителем так называемого пояса Койпера (Kuiper belt). Как и другие члены этого пояса, он состоит, главным образом, из горных пород и льда и имеет относительно небольшой размер - примерно пятая часть массы земной Луны и треть её объема.

Бонус: Луна

Фотография Луны

Потрясающее высококачественное изображение Луны, естественного спутника Земли. Цветовые оттенки вы видите намерено усиленными, чтобы подчеркнуть различия порождающих их подповерхностных минералов.

Источник

Читать далее >>

Фильм The Formula

понедельник, июля 19, 2010 13:21

Фильм The Formula был создан subBlue из двух последовательностей морфинга Mandelbulb фракталов

Очень рекомендуем также посетить блог subblue автора этого фильма - замечательные изображения фракталов, плагины для Adobe, визуализаторы красивых математических кривых (Butterfly Curves) и ещё много всякого увлекательного. Не пожалеете...

Искусство и природа - Astrophyton darwinium

Читать далее >>

Химическая песенка...

воскресенье, июля 18, 2010 21:47

They Might Be Giants:
Meet the Elements

Iron is a metal, you see it every day
Oxygen, eventually, will make it rust away
Carbon in its ordinary form is coal
Crush it together, and diamonds are born

Come on come on and meet the elements
May I introduce you to our friends, the elements?
Like a box of paints that are mixed to make every shade
They either combine to make a chemical compound or
      stand alone as they are

Neon’s a gas that lights up the sign for a pizza place
The coins that you pay with are copper, nickel, and zinc
Silicon and oxygen make concrete bricks and glass
Now add some gold and silver for some pizza place class

Come on come on and meet the elements
I think you should check out the ones they call the elements
Like a box of paints that are mixed to make every shade
They either combine to make a chemical compound or
        stand alone as they are

Team up with other elements making compounds when they combine
Or make up a simple element formed out of atoms of the one kind

Balloons are full of helium, and so is every star
Stars are mostly hydrogen, which may someday fill your car

Hey, who let in all these elephants?
Did you know that elephants are made of elements?
Elephants are mostly made of four elements
And every living thing is mostly made of four elements
Plants, bugs, birds, fish, bacteria and men
Are mostly carbon, hydrogen, nitrogen and oxygen

Come on come on and meet the elements
You and I are complicated, but we’re made of elements
Like a box of paints that are mixed to make every shade
They either combine to make a chemical compound or
        stand alone as they are

Team up with other elements making compounds when they combine
Or make up a simple element formed out of atoms of the one kind

Come on come on and meet the elements
Check out the ones they call the elements
Like a box of paints that are mixed to make every shade
They either combine to make a chemical compound or
        stand alone as they are.

Читать далее >>

Самые старые деревья...

суббота, июля 17, 2010 21:30

Используя данные википедии Michael Paukner создал любопытную визуализацию возраста и местонахождения самых старых деревьев на нашей планете.

Самые старые деревья на планете

For in the true nature of things, if we rightly consider, every green tree is far more glorious than if it were made of gold and silver. (Martin Luther)

Фотогаллерею таких старцев можно посмотреть в статье The Oldest Trees on the Planet на сайте Wired Science.

Читать далее >>

Рисунки Эрнста Геккеля

пятница, июля 16, 2010 21:03

«Красота форм в природе» (нем. Kunstformen der Natur) — литографическая книга немецкого биолога Эрнста Геккеля (Ernst Haeckel). Первоначально публиковалась в период с 1899 по 1904 годы в комплектах по 10 оттисков, полная версия из 100 оттисков вышла в 1904 году. Многие из организмов, изображенных в книге, были впервые описаны самим Геккелем. Всего на основе эскизов и акварельных набросков Геккеля было изготовлено более 1000 гравюр, лучшие из которых были отобраны для книги и переведены в печатную форму литографом Адольфом Гилтчем.

Рисунок Эрнста Геккеля - Nepenthe  (Nepenthaceae)

Рисунок Эрнста Геккеля - Anthomedusa (Anthomedusae)

Рисунок Эрнста Геккеля - Веслоногие ракообразные (Copepoda)

Рисунок Эрнста Геккеля - Bryozoa

Рисунок Эрнста Геккеля - Trachylina (Narcomedusae)

Рисунок Эрнста Геккеля - Медузы Cyanea annasethe (Desmonema annasethe)

 Рисунок Эрнста Геккеля - Актинии (Actiniae)

Рисунок Эрнста Геккеля - Паукообразные (Arachnida)

Рисунок Эрнста Геккеля - Колибри (Trochilidae)

Рисунок Эрнста Геккеля - Антилопы (Antilopina)

Ссылки

Читать далее >>

Анатомические сны: наука и искусство

четверг, июля 15, 2010 19:55

Albrecht von Haller (anatomist); C.J. Rollinus (artist); Gottingen, 1756. Copperplate engraving

Albrecht von Haller (anatomist); C.J. Rollinus (artist); Gottingen, 1756. Copperplate engraving. National Library of Medicine

Анатомические иллюстрации появились примерно одновременно с изобретением печатного станка в XV веке и были совсем не похожи на медицинские иллюстрации в учебниках анатомии, которые мы с вами знаем сегодня. Изображения внутреннего строения человеческого тела, с постоянным его пересмотром в ходе исторического прогресса исследований, сильно напоминает те радикальные изменения, которые произошли и продолжают происходить в истории искусства.

Frederik Ruysch (1638-1731) (anatomist); Amsterdam, 1744. Etching with engraving

Frederik Ruysch (1638-1731) (anatomist); Amsterdam, 1744. Etching with engraving. National Library of Medicine

Современные передовые технологии и устройства отображения дают в наше распоряжение инструменты, позволяющие изучать анатомию человека с наибольшей возможной точностью. С другой стороны, это не означает, что научная иллюстрация навсегда изгнана из категории искусства. Некоторые высококвалифицированные научно-технические иллюстраторы всё ешё производят то, что может быть охарактеризована только как искусство. Одним мз ярких примеров могут служить замечательные биологические иллюстрации художника Ernst Haeckel.

Charles Estienne (1504-ca. 1564) (author); Étienne de la Rivière (d. 1569) (anatomist) Paris, 1546. Woodcut

Charles Estienne (1504-ca. 1564) (author); Étienne de la Rivière (d. 1569) (anatomist) Paris, 1546. Woodcut.

Но вернемся к нашему первоначальному обсуждению начального периода в истории анатомической иллюстрации. Ключевым фактором, который необходимо отметить, был тот факт, что анатомические изображения и иллюстрации в первые дни их существования были, по сути, новой формой искусства. Доминирующий стиль этих рисунков и гравюр просто фантастический. Графические композиции раскрывают поистине творческие подходы художника в детализации ранее неизвестного внутреннего стоения человека, а затем идут дальше, подчеркивая главную тему с помощью проработки деталей в рамках, различных видов иконографии и даже мифологическх элементов. Задние фоны, сцены и композиции этих работ служат в качестве "метафорического эха", обогащая анатомическое описание и, одновременно, передавая зрителю точку зрения остающегося за кадром анатома на природу.

Giulio Casserio (ca. 1552-1616) (anatomist), Odoardo Fialetti (artist), Venice, 1627. Copperplate engraving

Giulio Casserio (ca. 1552-1616) (anatomist), Odoardo Fialetti (artist), Venice, 1627. Copperplate engraving.

Речь идет о эволюции анатомии, как науки, которая развивалась в значительной зависимости от чисто визуального, основанного на предположениях и художественном подходе, методе исследования еще неизвестного тела человека. Сайт The Dream Anatomy Website, основанный Национальной медицинской библиотекой США, в подробностях рассказывает о том, как искусство и наука анатомических изображений выросли из широкого спектра странных, абстрактных и нереалистичных элементов: "причудливых, сюрреалистических, красивых и гротескных".

Bernhard Siegfried Albinus (1697-1770) (anatomist), Jan Wandelaar (1690-1759) (artist), London, 1749

Bernhard Siegfried Albinus (1697-1770) (anatomist), Jan Wandelaar (1690-1759) (artist), London, 1749

Практика вскрытия человеского тела в ранних европейских медицинских школах позволила анатомам серьезно увеличить практическую глубину понимания его структуры. В результате этого, с точки зрения анатомической иллюстрации, потребовалось развитие нового акцента, направленного на повышенную техническую точность иллюстрации. Сайт The Dream Anatomy описывает блестящий и сказочный гипер-эстетизм, который с большим искусством демонстрировал более глубокие знания и возросшее понимание границ и поверхностей человеческого тела.

Bernardino Genga (1636?-1734?) (anatomist) Charles Errard (1609?-1689) (artist), Rome, 1691. Copperplate engraving

Bernardino Genga (1636?-1734?) (anatomist) Charles Errard (1609?-1689) (artist), Rome, 1691. Copperplate engraving.

Один мотив, который повторяться на протяжении всей истории анатомической иллюстрации, это мотив смерти. Однако, важно отметить, что после того, как анатомия стала признанной наукой (это случилось около 1800 года), мотив смерти исчез из медицинских учебников и вернулся в произведения традиционных искусств.

Francesco Bertinatti (fl. mid-1800s) (anatomist), Mecco Leone (artist), Turin, 1837-39. Lithograph

Francesco Bertinatti (fl. mid-1800s) (anatomist), Mecco Leone (artist), Turin, 1837-39. Lithograph.

Фактически, анатомия в искусстве выросла в некий жанр, который существует и по сей день. Литографии, приведенные в этой статье, являются примером того, как художники свободно заимствовали содержание и идеи из научных иллюстраций, одновременно используя "яркие, живые и эксцентричные образы".

Fritz Kahn (1888-1968) (author), Stuttgart,1926. Relief halftone

Fritz Kahn (1888-1968) (author), Stuttgart,1926. Relief halftone.

Работы Фрица Кана (Fritz Kahn), художника начала 20-го века, используют метафоры индустриального общества, модернизации и объединяют их с визуальным изображением человеческого тела. Они направлены на описание сложности современного мира в процессе его функционирования и внутреннего взаимодействия, находя свое отражение через анатомию человека.

Andreas Vesalius (1514-1564) (anatomist) Stephen van Calcar and the Workshop of Titian (artists) Basel, 1543. Woodcut.

Andreas Vesalius (1514-1564) (anatomist) Stephen van Calcar and the Workshop of Titian (artists) Basel, 1543. Woodcut.

Самым поразительным является то, что в эпоху между 1450 и 1750 годами границы искусства и науки не были строго определены. Термин "анатомический сон" (Dream Anatomy), прекрасно описывает науку, которая еще не была наукой, и искусство, которое уже не было просто искусством.

Перевод - Источник

Читать далее >>

Неудачные кандидаты в лауреаты Премии Дарвина

среда, июля 14, 2010 23:28

Премия Дарвина присуждается людям, которые самым нелепым образом удалили свой вклад в генофонд человечества, умерев самым глупейшим образам, не оставив потомства, или лишив себя возможности его оставить. Перечисленным ниже кандидатам не удалось соблюсти все условия, хотя нелепости хватало...

  • Стyдентка-психолог из Hью-Йоpка специально наняла плотника, для того чтобы поставить экспеpимент о том, как сpеднестатистический человек pеагиpyет на пpидиpки к своей pаботе. Чеpез 4 часа pаботы под пpисмотpом стyдентки и непpекpащающихся комментаpиев, плотник набpосился на нее с топоpом и сделал калекой на всю жизнь.
  • Сyпpyга зашла на кyхню и yвидела что ее мyж деpгается в конвyльсиях, деpжась за электpический чайник, включенный в pозеткy. Она схватила швабpy и постаpалась отоpвать мyжа от электpопpибоpа, сломав пpи этом емy pyкy в двyх местах. До этого момента мyж слyшал альбом своей любимой гpyппы на своем любимом Walkman'е
  • Иpакскомy теppоpистy Каю Рахайетy, не хватило денег на маpки, котоpые он наклеил на посылкy с бомбой, поэтомy почтовая слyжба пpислала ее с отметкой "возвpащено отпpавителю". Забыв, что именно находится в посылке, незадачливый теppоpист вскpыл ее и взлетел на воздyх вместе со своим домом.
  • Рабочий Александр Робинсон из Алабамы заново переопределил границы бестактности, когда после операции по восстановлению зрения, первое, что он умиротворенно сказал, открыв глаза, своей жене, было: "Да... ну ты и раздалась за четыре-то года!"
  • Шеф-повар отеля в Швейцарии лишился пальца, засунув его в мясорубку, после чего подал заявление в страховую компанию. Компания, подозревая халатность, послала своего представителя проверить факты на месте. Он попробовал мясорубку в действии, в результате чего тоже лишился пальца. Заявление повара после этого было удовлетворено.
  • Участники похорон Анны Бочински в Мойнешти, в Румынии, были несколько озадачены, когда она неожиданно выпрыгнула из гроба, пока его несли к могиле. Прежде чем кто-либо смог среагировать, женщина направилась к ближайшей дороге, где и была сбита насмерть легковой машиной. После чего ее вернули в гроб и церемония похорон продолжилась.
  • Американский турист в Южной Америке имел несчастье быть атакованным пчелами-убийцами, стоя на берегу Амазонки. Спасаясь от пчел, он прыгнул в реку - и был немедленно сожран заживо пираньями.
  • После остановки с целью пропустить стаканчик в нелегальном баре, водитель автобуса в Зимбабве обнаружил, что 20 психиатрических пациентов, которых он вез из Хараре в Булавайо, сбежали. Не желая признать свое упущение, водитель поехал на ближайшую остановку и предложил всем бесплатный проезд. Он затем доставил всех в психушку, сказав персоналу, что пациенты беспокойные и склонны рассказывать странные истории. Для выяснения понадобилось 3 дня.
  • Техасские тюрьмы забрали у осужденных на смерть право последней сигареты, мотивируя это тем, что "это вредно для их здоровья".
  • Американский подросток в госпитале поправлялся после серьезной травмы головы, полученной от удара поездом. Отвечая на вопрос о том, как он получил травму, парень ответил полиции, что он попросту пытался узнать, насколько близко его голова может быть от движущегося поезда прежде, чем он получит удар.

Источник списка

Читать далее >>

Россия - самая нечитающая страна в мире?!

вторник, июля 13, 2010 23:06

Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным...

В начале лета 2010 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власть предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Сергей КапицаДанные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-такиСергей Капица приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Плакат: Читать книги не будешь, скоро грамоту забудешь!Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!» Человек и книги

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Языком цифр

Читаете ли вы книги?

  1996 г. (в %) 2009 г. (в %)
Никогда, очень редко 20 35
От случая к случаю 49 42
Практически ежедневно 30 22
Затрудняюсь ответить 1 1
Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?

(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

  • 43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
  • 26% - Фантастика и фэнтези
  • 26% - Классические историко-приключенческие романы
  • 25% - Русская и зарубежная классика
  • 25% - Зарубежные детективы
  • 25% - «Женский» детектив
  • 16% - Современная русская и зарубежная литература
  • 16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
  • 13% - Переводные романы
  • 11% - Поэзия

По данным ВЦИОМ
Источник: Аргументы и Факты

Читать далее >>

Устройство двойного назначения

07:48

Если у вас есть проблемы с избытком птиц и/или отсутствием лавин, то данное изобретение предлагает возможность одновременного решения обеих проблем с помощью всего одного устройства:

Распугиватель птиц и инициатор лавин

Шумовой прибор, пугающий птиц или инициирующий лавины (Michael Eggers, US patent application number: 12/303,141, Filing date: Jun 5, 2007.)

 Подсказано

Читать далее >>

Солнечное затмение на острове Пасхи, 11 июля 2010 года

00:04

Солнечное затмение на острове Пасхи

Покрупнее...

Читать далее >>

Советы А.Ф.Кони лекторам

воскресенье, июля 11, 2010 17:06

Анатолий Федорович Кони

Из неопубликованных заметок

Анатолий Федорович Кони §1 Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.

Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.

План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

§2 Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

§3 Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.

§4 Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.

Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.

Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: “Я об этом много думал”. Другой великий человек - Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов “потения” и 2 процента “вдохновения”.

Многим известно, во что обходился “перл создания” нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.

В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.

§5 Начинать речь с обращения: “Товарищи”. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: “Сегодня, товарищи, вам предстоит...”.

§6 Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного - взрослым, скучного - молодежи.

§7 Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом, - и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя.

Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.

§8 Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

§9 Не расхаживать по сцене, не делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.

§10 Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор.

§11 Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.

§12 От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.

§13 В случае резкого шума - призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервна, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.

§14 Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон - совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.

§15 Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк.

§16 Форма речи - простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых ироний, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.

§17 Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи, - вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.

§18 Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы "трогательное" действительно "трогало" сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным.

Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: "Батько! Слышишь ли ты все это?!".

§19 Чтобы лекция имела успех, надо:

  1. завоевать внимание слушателей и
  2. удержать внимание до конца речи.

Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый отвественный момент в речи лектора - самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков" - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.

Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то... внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только иногда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это - закон.

Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: “В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...” далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед - в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости.

Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.

Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко.- непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.

Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик...

Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так. “В Рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке”. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой “пивной кружки” - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона...

Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А.П. Чехова “Дома” (прием тот же, что и здесь).

Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.

Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та “смесь” тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:

  1. краткостью,
  2. быстрым движением речи,
  3. краткими освежающими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.

Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее “предлинновенной”, что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед.

Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное - выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: “Краткость - сестра таланта”. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно.

Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто приходится слышать: “Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее...”.

Вместо этих нестоящих слов надо сказать: “Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью”.

Потом - закрепление примерами.

Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.

Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове (см. выше) можно сказать: “Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина - только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя”.

Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье - тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего.

§20 Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.

Пример: черты характера Калигулы - жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате - черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка - обдуманный план и его точное исполнение. Естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.

Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления - черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.

§21 Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами...

Перепечатано с сайта Vivis Voco!

Читать далее >>

Перемешивание букв

суббота, июля 10, 2010 16:33

В интернете, а вернее в рунете, обнаружились умельцы, которые в он-лайне реализовали программный скрипт, который позволяет любому читателю на примере любого текста проверить лингвистическое открытие, о котором мы писали больше года назад - если в словах переставить буквы в беспорядке, оставив на своих местах только первую и последнюю букву, то текст все равно можно будет прочитать. Например, предыдущий текст после преобразования выглядит так

В иентртнее, а веерне в рунтее, оажбнрилиусь уьлцмеы, крытоое в он-лйане раиолевлзаи порагмнрый сипркт, коротый пязоловет лмобюу чтталиею на пмрирее люобго ттксеа пррвеиоть нанеедве лнвгстеиииочске отрикыте, о коортом мы псаили бшолье года нзаад - если в саолвх преисеавтть бувкы в бепсдкяоре, отсваив на сиовх матесх тьлкоо пеуврю и пдсюоленю бквуу, то ткест все ранво множо буедт поратчить.

Поиграться с этой забавной программой можно по адресу:

Перемешивание букв

Читать далее >>

Ровно 65 лет назад...

пятница, июля 09, 2010 18:57

Зашитные очки для наблюдения Солнца
К солнечному затмению 9 июля 1945 года
Издание Московского Планетария

Не смотрите на Солнце незащищенными, чтобы не повредить зрение. Даже узкий краешек Солнца при неполном затмении ослепляет. Ход частного солнечного затмения 9 июля наблюдайте, пользуясь этими очками. При полном затмении Солнца наблюдайте солнечную корону без очков.

Зашитные очки для наблюдения Солнца - К солнечному затмению 9 июля 1945 года

Зашитные очки для наблюдения Солнца - К солнечному затмению 9 июля 1945 года

Затмение Солнца  9 июля 1945 года будет видимо, как частное, по всему СССР, за исключением крайних юго-восточных областей. На полосе, проходящей через Ладожское озеро, Ярославль, Алатырь, Чапаевск, Кзыл-Орда, затмение будет полным. Науке о всех обстоятельствах затмений все заранее известно. Читайте литературу о затмении Солнца, чтобы хорошо понять естественные причины этого явления и наблюдать затмение в свете науки.

Источник

Читать далее >>

Десяток советов осенённому идеей

четверг, июля 08, 2010 15:35

к.ф.-м.н. В. Н. Третьяков

Пожалуй, лучше, чтобы вновь открытая истина была обречена на долгую борьбу, не встречая заслуженного внимания, чем чтобы любое порождение человеческой фантазии встречало обеспеченный благосклонный приём.
Ж. Б. Ламарк

В вашей жизни произошло событие: вы напали на невероятную, сногсшибательную научную идею. Или, если хотите, она избрала вас. И вот через головы современников (в данном случае важно, что через головы старших по должности и званию) вы протягиваете руку бессмертным творцам теорий и открывателям законов…

Человек и Вселенная...

Правда, великие не спешат пожать протянутую руку. Зато начальники кое-что заприметили и сделали соответствующие выводы. О недостаточной скромности, о неадекватности вашего положения в науке уровню притязаний, наконец, о пренебрежении к утверждённой тематике лаборатории. Да что там! — коллеги из ближайшего окружения тоже как-то не так на вас смотрят. Вы заходите в комнату — и разговор смолкает; значит, он был о вас. Этот при встрече говорит только о погоде, тот старается прошмыгнуть мимо, а те двое сдержанными ухмылками дают понять, как низко упал ваш престиж в учёном сообществе.

Словом, не повезло: вас осенила излишне новаторская идея. Как быть?

Совет без номера

Прежде всего, спокойствие: вряд ли идея доконает вас за несколько дней. Дождитесь тёмной, безлунной, беззвёздной ночи, желательно с ветром и осадками. В бутылку из-под чего угодно надёжно запечатайте подрывающую науку идею, фамилию её автора и дату осенения. Заберитесь подальше в глухой лес, выкопайте яму поглубже и похороните в ней бутылку. Теперь всё в порядке: отдалённые потомки воздадут вам должное, а они делают это лучше современников. Вернувшись, займитесь вплотную, чем все занимаются, и дайте понять, что это был случайный срыв и рецидивов не будет.

Ах, вот как — вы упрямы, верите в свою правоту и готовы её отстаивать? На этот случай — десяток советов. Авось какой-нибудь да пригодится…

Совет первый

Настоящий мученик тот, кому
даже в этом звании отказывают.
С. Лец

Не давайте идее поработить себя. В конце концов, вы её хозяин, а не слуга!

В том, что человек попал в полную зависимость от идеи; что он делит окружающих на тех, кто „за“ и кто „против“; что он только и думает, как „всем докажет“; в том, что одна-единственная мысль, пусть и очень важная, вытеснила у него все другие, заслонила живые краски и звуки мира, — во всём этом есть что-то рабское, принижающее человека. Надо ли доводить до того, чтобы о вас говорили: „Свихнулся на этой идее, совсем стал фанатиком“?

Совет второй

Ум служит нам порою для того,
чтобы смело делать глупости.
Ф. Ларошфуко

Ваше желание облагодетельствовать человечество благородно, но не надо терять чувства меры.

Человечеству вполне безразлично, кто его облагодетельствует, и не так уж важно, чуть раньше или чуть позже. Было бы психологическим просчётом рисовать грандиозные перспективы (экономический эффект в рублях и в иностранной валюте) в том случае, если ваше нововведение будет принято, и столь же грандиозные потери, если его отвергнут. Вы невольно направляете мысль слушающих по такому руслу: „Ясно, автор переоценивает значимость своей идеи. Наверное, он точно так же переоценивает её истинность“.

Совет третий

Большая трагедия науки состоит в убийстве
прекрасных гипотез низкими фактами.
Т. Гексли

Оттяните по возможности перевод своей идеи из разряда гипотез в разряд научных положений, раз и навсегда установленных.

Демон Рода, один из четырёх демонов Фрэнсиса Бэкона, всегда пасётся поблизости от нас, и когда он уговаривает поверить в истинность предпочтительного, противиться трудно. „Чёрт побери, — восхищается он, — какие неотразимые аргументы! Да разве это гипотеза? — это ж чистейшей воды истина!“ Однако демону можно и возразить: „Я не Ньютон, мне не зазорно выдумывать и гипотезы“. Если же он не унимается, сообщите ему, что любому человеку — даже очень умному — свойственно ошибаться.

Совет четвёртый

Убеждение должно быть дорого потому только, что
оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
В. Г. Белинский

К старому девизу: „Подвергай всё сомнению!“ — добавьте: „И свою идею“.

Ведь что получается? Вы сами подвергли сомнению научные положения предшествующих поколений, даже в чём-то отвергли их; надо ли ожидать, что учёные, воспитанные на этих положениях, придут в восхищение от вашей научной смелости? Гораздо вероятнее, что к вам будут придираться, используя всякую слабину в построениях, — и не столько для того, чтобы посрамить вас, сколько для собственного успокоения: ну вот, в фундаменте науки нет никаких трещин. Если же самому посомневаться загодя, то, может быть, этот номер у них и не пройдёт.

Но совсем неуязвимым вы станете, если возьмёте роль самого свирепого критика на себя. Какой бы коварный вопрос вам ни поставили, какой бы хитрый контраргумент ни выдвинули, ничто не приведёт вас в замешательство: вы через это уже прошли. Но до чего же трудно громить свою любимую идею! Маленькая хитрость: представляйте, что её автор вовсе не вы, а кто-то, кто вас особенно не любит, притом со взаимностью.

Совет пятый

Заблуждения, заключающие в себе некоторую
долю правды, самые опасные.
А. Смит

Берегите окружающую научную среду и не засоряйте её недодуманными идеями.

Предположим, вы заявили о своём открытии, не убедившись до конца в его истинности. Спрос на ошибки, поверьте, невелик. И даже если вы сами их обнаружите, последствия всё равно не замедлят сказаться — „единожды солгавши, кто тебе поверит?“. После этого вам будет нелегко отстаивать даже вполне приличные, отнюдь не новаторские предложения.

Совет шестой

Никогда не думай что при помощи слов ты 
можешь сгладить свои недостатки или придать
блеск своим достоинствам: как раз напротив…
Честерфилд

Известно высказывание о скромности, украшающей якобы лишь скромные дарования. Попробуем развить эту мысль таким образом:

Скромность украшает даже скромные дарования. В сочетании с талантливостью она просто неотразима.

Если эта мысль вам по душе, то не так уж и сложно найти линию поведения, которая не повредит ни вам, ни идее.

Но как же тогда научная дерзость? Да так, что одно с другим прекрасно может совмещаться в одном человеке. Примеры? Пожалуйста. А.М. Бутлеров, О.Ю. Шмидт, В.В. Парин, И.Е. Тамм.

Совет седьмой

Встретился мне человек настолько неначитанный, что цитаты из классиков ему приходилось выдумывать самому.
С. Лец

Воздавайте должное предшественникам.

Это они подвели вас к идее. Вы же не какой-нибудь лжеучёный, имеющий обыкновение ссылаться только на себя или в крайнем случае на специалистов не из той области науки.

Вы не зря долго и дотошно разбирались в том, где истоки вашей идеи, и никому не удастся сбить вас с толку въедливым замечанием. „Должен с сожалением заметить, что мысль не нова — помнится, ещё NN в таком-то году в таком-то журнале высказывал нечто подобное“. Литературу, относящуюся к вашей идее, вы знаете лучше любого из сидящих в зале и без труда объясните присутствующим, что на самом деле предлагал NN, чем вы ему обязаны и в чём продвинулись дальше.

Совет восьмой

Новые идеи придумывать очень трудно. Для этого
требуется совершенно исключительное воображение.
Р. Фейнман

Не задать ли себе такой вопрос: „Почему до этой идеи никто, кроме меня, не додумался?“

Это полезный вопрос, но при условии, что отвечаешь на него откровенно и честно. Будем считать, что вы отмели искушение и не ответили: „Такой уж я уродился, что вижу насквозь и даже глубже“, — и продолжаете допытываться: а действительно — почему? Неужто идея и впрямь так скрывается от внутренних взоров других? Или её не открыли лишь потому, что и открывать не стоило?

Пусть в этом месте перед вами возникнет устрашающий образ курочки, снёсшей простое яичко и квохчущей об этом на весь мир.

Совет девятый

Мало обладать выдающимися качествами,
надо ещё уметь ими пользоваться.
Ф. Ларошфуко

Вы — единственный человек в мире, знающий новую истину (такие случаи действительно бывают!). Пусть это придаст вам сил.

Авторам новаторских идей часто не хватает терпения. Они не дают своим современникам вникнуть в суть нового или хотя бы привыкнуть немного к тому перевороту в мозгах, который вызван этими идеями. Нет, они без промедления бросаются в бой, отстаивают, доказывают, пропагандируют, борются с противниками, апеллируют к авторитетам и требуют знаков внимания. Но добиваются лишь того, что антипатия к автору идеи переносится на неё самоё.

Стоит ли таким уподобляться?

Совет десятый, последний

Я пожертвовал многим, но не отвагою знания.
А. И. Герцен

Что и говорить, по наезженной колее ехать проще и благополучнее, но — не всех устраивает. Кто-то должен свернуть на неезженную дорогу, сколько бы ни было на ней ухабов. Норберт Винер писал: „Нужно иметь храбрость поверить в свои убеждения, иначе самое интересное, что могло прийти вам в голову, у вас из-под носа заберут другие, более отважные духом. Но главное — это ведь единственное, ради чего по-настоящему стоит работать“.

Если, всё многократно проверив, вы говорите твёрдо: „Моя идея верна!“ — выбора у вас нет. Отстоять её и сделать общим достоянием — это теперь ваша обязанность, что выше права.

Как видите, можно, вопреки пословице, начать за упокой и кончить во здравие.

Автор очень просит редакцию сохранить при правке и сокращении эти несколько строк, в которых он благодарит профессора Н.А. Фуфаева из Горького за доброжелательный интерес и моральную поддержку при написании „Советов“.

„Химия и жизнь“

Читать далее >>

Наш RSS

Наша RSS-лента


Enter your email address:

Delivered by FeedBurner


Ярлыки