Россия вышла на нештатную орбиту

воскресенье, августа 28, 2011 09:59

Очередной спутник, запущенный РФ, пропал в космосе. Неудача постигла «Экспресс-АМ4″ и российский Агитпроп, который сам усадил себя в лужу, рассказывая жителям страны фальшивые новости о достижениях медведевской России. В реальности спутник был вовсе не российским, а в самом Роскосмосе подозревают заговор.

Фото: Neil Dacosta

18 августа стало известно о потере Роскосмосом новейшего аппарата спутниковой связи «Экспресс-АМ4″, стоимостью в 265 миллионов долларов (как пишет Financial Times). Он был выведен ракетой «Протон-М» на орбиту, однако затем связь с ним российское космическое ведомство потеряло. Спустя несколько дней на орбите Земли с помощью американский службы слежения за околоземным пространством NORAD (у России есть проблемы со станциями космического слежения) - Командования воздушно-космической обороны Северной Америки, удалось обнаружить  разгонный блок «Бриз» и вроде бы как сам спутник.  Без американский помощи титаны мысли в Роскосмосе предполагали вообще утопление остатков аппарата где-то в океане. Сейчас уже понятно, что аппарат оказался на нештатной орбите и с гарантией в 99,9% он неработоспособен.

Это уже не первый за последний год подобный ляп космического агентства РФ. Блог Толкователя уже предсказывал, что подобные ситуации, к сожалению, будут происходить регулярно и каждый раз изумленная общественность будет поражаться, почему у России космические спутники становятся подводными. Но сперва надо сказать пару слов о самом аппарате.

В реальности же, «Экспресс-АМ4″, о котором с большой помпой писали российские СМИ, никакого отношения, собственно, к РФ и не имеет. Это целиком – от корпуса до последнего винтика, если он там есть, европейский аппарат. Российские предприятия и компании, которым раньше старшие «товарищи» из Четвертого Рейха или США доверяли еще отверточную сборку, теперь из-за собственной ненадежности лишились и этого права. Спутник был полностью создан корпорацией EADS Astrium (работающей, в том числе, и на «оборонку» стран НАТО) на основе их же платформы Eurostar E3000. Российского в этом аппарате ничего нет.

Зачем же отечественный Агитпроп тогда увлеченно врет доверчивым обывателям о российском аппарате? Ведь если бы сказали честно – Россия выведет на орбиту европейский аппарат, который она купила в Евросоюзе, то и резонанс от его неудачи был бы существенно меньше. Подумаешь, упал еще один «буржуйский» спутник. Однако не врать Агитпроп не может: дела в российской космической отрасли плохи настолько, что приходится кормить потребителей либо откровенным враньем, либо сказками в духе «новостей завтрашнего дня»: российские ученые создадут «новый звездолет», построят «космическую ПРО», «построят новый космодром», «создадут базу на Луне к 2030 году» и так далее. К действительности это, увы, никакого отношения не имеет.

Фото: Neil Dacosta

Почему в космос не пускают Гагарина

О том, куда и зачем развивается современная космонавтика, в России толком никому не известно. В представлении пост-советских обывателей, в мире царит деградация и крах, американские челноки перестали летать на МКС и Россия «окончательно победила» в мировой космической гонке. Руководители российской космической отрасли осведомлены гораздо лучше, но предпочитают молчать – ведь страна оказалась практически не у дел.

Объяснить людям, празднующим каждый год полет Юрия Гагарина в космос, что полеты людей туда давно уже стали бессмыслицей, весьма сложно. Даже полет землян на Луну или Марс ничего не даст и будет представлять из себя лишь разновидность дорогостоящей туристической экскурсии. Последние годы – если быть точным, то с 70-х годов прошлого века, Запад стал постепенно переходить к изучению и освоению околоземного пространства с помощью автоматических орбитальных и межпланетных станций (АМС). К сегодняшнему моменту NASA и в определенной степени ESA (Европейское космическое агентство) и Япония добились в этом впечатляющих результатов. В первую очередь потому, что на Западе отчетливо поняли (после серии собственных неудач, кстати) – без аппаратов, способных работать долгое время в космосе его исследования лишены всякого смысла.

Как уже писал блог Толкователя, США, Евросоюз и Япония получают огромный объем научных и применимых на Земле знаний, который собран как орбитальными научными спутниками (включая телескопы «Кеплер», WISE и «Хаббл»), так и автоматическими межпланетными станциями. Так, на орбите Марса NASA и ESA имеют АМС Mars Reconnaissance Orbiter (NASA, работает с 2005 года в космосе) и Mars Express (ESA, запущен с Земли еще в 2003 году). На поверхности красной планеты в 2004-2009 годах трудился марсоход Spirit, который, однако, завяз в песках и в 2010 году был окончательно законсервирован. Его дублер – марсоход Opportunity работает на поверхности Марса уже более 7 лет!

NASA намерено в 2013 году отправить к красной планете специальный космический аппарат миссии Maven (Mars Atmosphere and Volatile Evolution), который будет исследовать ранние этапы истории этой планеты. В частности, благодаря ему ученые хотят получить ответ на вопрос, почему и каким образом соседка Земли лишилась своей атмосферы и каким был Марс несколько миллиардов лет назад. Стоимость этого проекта составит 438 миллионов долларов.

Луну изучает американский зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), к Меркурию летит АМС Messenger,  а на орбите Венеры трудится аппарат ESA Venus Express. Даже японцы, которые «промахнулись» со своим зондом «Акацуки» мимо орбиты Венеры, планируют вернуть свою АМС туда в 2015 году.

В 2011 году NASA отправит на лунную орбиту еще один аппарат – GRAIL для исследования гравитационного поля спутника. На 2013-2014 годы запланирована высадка на Луну роботов, один из которых Robonaut-2, уже проходил тестирование в составе экипажа МКС. Европейское космическое агентство также планирует высадить на Луне свой ровер и создать автоматическую исследовательскую станцию, но произойдет это позднее – в 2016-2020 годах.

Зонды американской системы STEREO вышли на гелиоцентрическую орбиту и приступили к наблюдениям за Солнцем. Сложнейшие миссии по изучению комет и астероидов Солнечной системы выполняют или выполняли аппараты Rosetta (ESA, в космосе уже 7 лет), Deep Impact (США), в 2005 году бомбардировавший комету Темпель I, Hayabusa (Япония, взял и переправил на Землю образцы грунта астероида Итокава), Dawn (США, аппарат оборудован ионными двигателями и исследует астероиды Веста и Церера). В этом году уникальную миссию завершил американский аппарат Stardust, который с 1999 года пролетел в космосе 5,7 миллиардов километров и исследовавший кометы Вильд II и Темпель I.

Совместный американо-европейский проект Cassini-Huygens, стоимостью в 3,3 миллиарда долларов, успешно работает в космосе с 1997 года, исследуя Сатурн, Титан и Энцеладу.

До сих пор в строю находятся аппараты «Вояджер-1″ и «Вояджер-2″, запущенные американцами еще в эпоху Леонида Ильича Брежнева – в 1977 году. За это время они успели уже добраться практически до границы нашей Солнечной системы и, по расчетам специалистов NASA, будут работать до 2020-2025 годов. Марсианская миссия «Викинг» NASA длилась около 7 лет (1975-1982 годы), некоторые аппараты «Пионер», также запущенные при Брежневе, отработали в космосе десятки лет (Пионер 10 – 1973-2003 годы, Пионер 11 – 1973-1995 годы). АМС «Улисс» проработала в космосе 17 лет (1990-2007 годы), первый искусственный спутник Юпитера – Galileo (Галилео) за 14 лет (1989-2003 годы) передал на Землю более 14 тысяч только фотоснимков планеты-гиганта.

Ничем подобным похвастаться ни нынешняя Россия, ни СССР, где вообще не делали сколько-нибудь сложных и долгоживущих АМС, не могут.

Последнюю попытку отправить в космос свою АМС Россия предприняла в 1996 году (станция Марс-96, ракета взорвалась после старта). Неудачными были и последние потуги СССР в этой сфере – миссия «Фобос» в 1988 году.  Главной причиной, по которой Россия не в состоянии производить подобные научные аппараты, является предельная деградация даже сохранившихся остатков космической индустрии СССР. Более того, из-за отсутствия электронной отрасли в стране (удивительно, но Россия, например, не производит даже мобильных телефонов, а заказ на сумму в 700 миллионов долларов для производства новой «электронной книги» Роснано Анатолия Чубайса разместило в Великобритании) нет и надежных компонентов для подобных аппаратов.

Фото: Neil Dacosta

К примеру, на Луне Россия, если не считать отдельной аппаратуры в составе западных космических зондов (LEND в Lunar Reconnaissance Orbiter, LRO) не была с 1976 года. На 2013 год запланирована автоматическая посадка станции «Луна-Ресурс» на поверхности спутника Земли. Станция должна вывести на орбиту Луны индийский спутник «Чандрайян-2», а на поверхность спустить индийский луноход. По сути, это практически полное повторение миссии автоматической станции «Луна-9» (1966 год), которая стала первым советским аппаратом, совершившим успешное «прилунение».

Насколько удачным окажется нынешний римейк, сказать сложно. СССР в свое время понадобилось около десятка неудачных запусков, чтобы добиться такого результата. Еще один российский аппарат – «Луна-Глоб» должен сесть на Луне в 2014 году (изначально планировалось это осуществить в 2010 году). Список задач: автоматическая посадка, исследование грунта и воды, доставка радиомаяка для будущих экспедиций. Это уровень все тех же 60-70-х годов прошлого века. По функционалу – нечто среднее между миссиями советских станций «Луна-14» (1968 год, проработала 2,5 месяца на орбите Луны) и «Луной-16» (1970 год), только без забора лунного грунта и отправки его на Землю. Как видим, планы достаточно скромные и есть все основания предполагать, что только планами они и останутся.

Блог Толкователя уже подробно описывал ситуацию, в которой оказалась Россия, и добавить здесь нечего. Российские космические аппараты весьма ненадежны, изготовители срывают сроки, а отработать штатный период на орбите для наших спутников – это достижение. Именно поэтому Россия не имеет современных военных спутников, метеорологических аппаратов, спутников связи и так далее (хотя официально спутниковая группировка РФ составляет около 120-150 аппаратов, но большая часть из них – это хлам). Одно время у РФ на орбите не было вообще никаких научных спутников – так, «Коронас-Фотон», рассчитанный на 3 года работы в космосе, выдержал лишь 9 месяцев и в конце 2009 года вышел из строя.

"Российское производство спутников почти не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих: современные российские спутники связи почти до 80% состоят из иностранных компонентов", признал академик РАН Борис Черток.

Постоянный срыв Россией своей скромной научной программы в космосе оборачивается серьезными репутационными потерями в мире. К примеру, Китай и РФ должны были еще в 2009 году запустить с Байконура совместно российский спутник «Фобос-Грунт» и китайский аппарат Yinghuo-1 к Марсу. Напомним, что проект «Фобос-Грунт» разрабатывается с 1998 года, а запуск аппарата должен был состояться еще в далеком 2004 году. Сейчас старт аппарата запланирован на ноябрь 2011 года и насколько его миссия окажется удачным, можно лишь гадать.

Из хороших новостей можно упомянуть запуск космического радиотелескопа «Радиоастрон» (астрофизическая лаборатория Спектр-Р) в июле 2011 года. Над этим международным проектом работали ученые двух десятков стран, аппарат рассчитан на 5 лет работы в космосе, сколько он реально просуществует, сказать сложно. Также в январе 2011 года Россия запустила в космос геостационарный метеоспутник второго поколения «Электро-Л», разработанный в НПО имени Лавочкина. Но стоит заметить, что разработка этого аппарата была начата еще в 2000-2001 годах, а вывод его на орбиту был изначально запланирован в 2006 году. Затем запуск многократно переносили, пока это не случилось 20 января 2011 года. А в 2004-2009 годах Россия – после выхода из строя аппарата «Метеор 3-М», вообще не имела ни одного многофункционального метеорологического спутника на орбите и закупала данные у Японии и США.

Между тем, межпланетные станции США и Евросоюза уже способны работать годами и даже десятилетиями в космической среде – с полным и впечатляющим списком АМС NASA и ESA можно ознакомиться здесь и здесь, соответственно.

В 2010 году президент США Барак Обама попытался совершить революцию в подходе к освоению космоса, однако из-за сопротивления лоббистов и Конгресса, сделал это лишь наполовину. Вкратце, тезисы Обамы выглядят так:

  • программа пилотируемых полетов «Шаттлов» из-за своей бессмысленности сворачивается;
  • США отказываются оплачивать бессмысленную Международную космическую станцию (в России большинство населения почему-то уверено в том, что эта станция российская, однако больше чем наполовину она построена либо Западом, либо на американские деньги – в частности, как российский модуль «Заря»). Ежегодно в 2005-2009 годах NASA тратило на станцию до 2,5 миллиардов долларов, Роскосмос – от 1 до 1,5 миллиардов долларов. Этот пункт выполнить Обаме не удалось, эксплуатацию МКС продлили до 2017 года.
  • США прекращают государственные программы орбитальных полетов, отдавая эту сферу на откуп частным и полу-частным компаниям;
  • освоение Луны идет как при государственном, так и частном субсидировании;
  • деньги налогоплательщиков США тратятся на дальнейшее развитие автоматических межпланетных зондов и космических спутников, на военные разработки (например, космический беспилотник X37B), а также, возможно, на подготовку полета на Марс и создание на Луне и Марсе в будущем постоянных станций.

Все это год или два назад вызвало бурю возмущения в США. Однако уже сейчас эти принципы постепенно претворяются в жизнь. Американские корпорации успешно завершают создание новых ракет, способных выводить на орбиту Земли грузы, а также обеспечивать межпланетные перелеты, частные компании также участвуют в исследовании Луны. Дело дошло до того, что в совсем некосмической Дании два инженера-энтузиаста, создав компанию Copenhagen Suborbitals, построили и запустили на высоту в 16 километров в июне этого года собственную ракету.

Немного ранее запуска «Экспресс-АМ4″ (на 2 недели) США успешно запустили в космос АМС Juno, которая должна добраться до Юпитера и стать его искусственным спутником. Напомним, Запад имеет подобные спутники на Марсе, Венере, Луне и даже Сатурне («Кассини», работает уже 14 лет). Высокой надежностью отличаются и спутники американской системы GPS (система была создана в 1974-1991 годах) – до сих пор в строю находится 11 аппаратов из 17, запущенных в 1990-1997 годах. Это означает, что срок службы аппарата в среднем превысил 15 лет. В России штатный срок жизни спутников ГЛОНАСС был установлен в 2, потом в 3 года, а сейчас «повышен» на бумаге до 5 лет.

Однако, как показала проверка Генпрокуратуры в конце 2009 года, на спутниках ГЛОНАСС изготовители устанавливали тайваньскую электронику, которая не была приспособлена для работы в космосе. Собственной электроники такого класса Россия не производит, хотя на отсутствие финансирования «космоса» жаловаться не приходится – на 2011 год совокупные расходы государства на эти цели (с учетом ГЛОНАСС) составили свыше 100 миллиардов рублей.

Фото: Neil Dacosta

Космос бессмысленный, распилочный и отмывочный

С точки зрения правящих в России чекистов – паразитарной прослойки, способной лишь имитировать любую деятельность и перегонять деньги между британскими офшорами, космос сам по себе не интересен. Им сложно понять, что могут дать стране научные открытия (в России науки как таковой нет), технологические разработки (их они привыкли покупать в виде готовых товаров уже на Западе) или промышленное производство в космонавтике (ввиду деградации в России подобной индустрии). Это, конечно, не означает, что они сами по себе плохие люди, но их уровень – это скупка вызывающе роскошной недвижимости на Западе, строительство огромных мега-яхт и проектирование газопроводов в никуда. По сути, тем же самым занимаются практически все африканские режимы.

Именно поэтому инженер со стажем и опытом нанимается на работу в российскую космическую корпорацию на оклад в 20 тысяч рублей, а экс-подданная королевы Елизаветы II Анна Чапман, занимавшаяся отмывкой денег российской мафии в США, пристраивается в Фондсервисбанк, финансирующий российский космос, на оклад в порядки больший.

Все это, однако, объясняет отсутствие у России каких-либо серьезных программ в космосе, как и наличие надежных космических аппаратов (подробнее о мучениях с ГЛОНАСС блог Толкователя писал здесь), но не объясняет серии впечатляющих неудач при выводе спутников на орбиту. Ведь единственный рынок в космической индустрии, где наша страна имеет достаточно прочные позиции – это орбитальные запуски (в основном благодаря советскому наследству, новая ракета «Ангара» создается уже свыше 20 лет и ее испытания опять передвинуты, на этот раз на 2013 год). Вот краткая хронология только последних неудач:

  • 5 декабря 2010 года ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту Земли три спутника ГЛОНАСС-М, общей стоимостью около 2,5 миллиардов рублей. В 2009 году тогдашний глава Роскосмоса Анатолий Перминов клятвенно пообещал второму президенту России завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС до конца 2010 года, а в ноябре прошлого года об этом же заявил и третий президент России. Однако три спутника вместо орбиты оказались утоплены недалеко от Гавайских островов. К примеру, американцы за почти 40 лет запусков спутников GPS из 59 аппаратов неудачно запустили только два.  Причиной катастрофы 5 декабря была названа "неправильная" заправка последней ступени «Протон-М» – в нее залили 1,5-2 тонны лишнего топлива, из-за чего разгонный блок ДМ-03 оказался на нештатной орбите. Общий ущерб от аварии составил около 150-180 миллионов долларов;
  • 1 февраля 2011 года с космодрома Плесецк ракетой «Рокот» был отправлен в космос военный спутник-шпион (формально – геодезический) ГЕО-ИК-2. Из-за ошибки в работе разгонного блока «Бриз-КМ» он оказался на нештатной орбите и спустя три недели окончательно вышел из строя (в том числе и из-за дефекта солнечной батареи).
  • 18 августа в космос с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» был отправлен «российский» спутник «Экспресс-АМ4″ стоимостью в 7,5 миллиардов рублей. По информации Роскосмоса, ракета отработала штатно, но на участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача телеметрии с «Бриза-М» и «Экспресса-АМ4″. Аппарат также оказался на нештатной орбите. Позднее выяснилось, что «включить» его так и не удалось, и сейчас напичканный дорогостоящей рейховской электроникой спутник стал замерзшей металлической глыбой.

Фото: Neil Dacosta

Конечно, это не первые неудачи в орбитальных запусках у России. 15 марта 2008 года «Протон-М» из-за отказа двигателя разгонного блока «Бриз-М» не смог вывести на орбиту американский телекоммуникационный спутник AMC-14. Годом ранее «Протон-М» с японским спутником связи JCSat-11 после старта упал в 40 километрах от казахстанского города Джезказган, окрестности которого были залиты токсичным ракетным топливом. В 2006 году на нештатную орбиту был выведен и арабский спутник Arabsat 4A. В 2005 году ракета «Рокот» не смогла вывести на орбиту европейский научный спутник Cryosat – остатки ракеты со спутником упали в районе Северного полюса.

Другое дело, что они не были столь частыми и не били так по престижу медведевско-путинской России, которая всеми силами пытается хотя бы на уровне Агитпропа сохранить статус великой космической державы. Сейчас в Роскосмосе царит настоящая тихая паника: немногие чиновники, сохранившие еще способность соображать, отлично понимают, что в 2014-2015 годах в США будет готово новое поколение ракет-носителей, которые могут выбить РФ с рынка коммерческих космических орбитальных перевозок.

Мировой рынок коммерческих орбитальных запусков сейчас оценивается в пределах от 2 до 3 миллиардов долларов в год. И каждый год российское начальство обещает увеличить долю РФ, которая составляет около 30%. В 2008 году Россия запустила 43 космических аппарата (США – 18, Европа – 11, Китай -15, Индия – 11), а в 2007 году – 48 космических аппаратов (США – 29, Европа – 12, Китай -11) – правда, далеко не все из них являются коммерческими.

"Нам вполне по силам занять до половины глобального рынка коммерческих космических запусков или стать лидером в строительстве и обслуживании АЭС, застолбить приоритеты в нанотехнологиях", – рассуждал в 2009 году будущий мэр Москвы Сергей Собянин.

Не секрет, что конкурентным преимуществом РФ была относительно невысокая цена и неплохие показатели надежности ракет-носителей, спроектированных еще при СССР. Так, в 2005 году Россия запустила 8 коммерческих спутников, заработав 350 миллионов долларов, а Евросоюз от пяти запусков ракеты-носителя Ariane-5 получил 490 миллионов долларов. США на одном запуске заработали около 70 миллионов долларов. Однако в скором времени Россия может лишиться даже этих, скромных по меркам всей космической сферы, денег. Ведь с каждой новой аварией доверие корпораций к российским ракетам-носителям только падает.

Как утверждают некоторые источники в российском космическом ведомстве, спецслужбы РФ начали разрабатывать даже версию заговора в недрах Роскосмоса, которые де «направлен на дискредитацию» отечественных ракет-носителей. Насколько все это правдоподобно, сказать сложно.

Впрочем, мировой рынок космических услуг (связь, Интернет, телевидение, навигация, мультимедия и так далее), который оценивается в 200-300 миллиардов долларов, живет уже давно без России – доля РФ тут составляет менее 0,5%.

- Сегодня США имеют неоспоримое господство в космосе. У России же сейчас всего полпроцента этого рынка, – говорит генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота.

Фото: Neil Dacosta

Запуски спутников – это выгодный бизнес для страховых компаний и структур Роскосмоса. Злополучный спутник «Экспресс-АМ4″ был застрахован ФГУП «Космическая связь» на сумму более 7,5 миллиардов рублей. Контракт с максимальной ценой страховой премии в 1,02 миллиарда рублей выиграл Ингосстрах, а предложивший более выгодные условия Росгосстрах (837 миллионов рублей) – проиграл и сейчас судится. Вероятно, разница в 180 с лишним миллионов рублей стала чьим-то «интересом».

Но ожидать, что Ингосстрах выплатит все 7,5 миллиардов рублей, не стоит – согласно контракту, такая сумма полагается, если ракета-носитель взорвется на старте, а вот в случае неисправностей на орбите сумма выплаты резко уменьшается.

Еще более веселая история со страхованием приводнившихся недалеко от Гавайских островов спутников ГЛОНАСС-М. Интересно, что аппараты общей стоимостью до 2,5 миллиардов рублей (более 80 миллионов долларов) были застрахованы в размере премии в 3,5 миллионов долларов в некоем страховом центре «Спутник» (СЦС). До 2008 года об этом образовании на рынке страховщиков мало кто знал. Но генеральным директором этого центра трудится Дмитрий Александрович Медведчиков, сын бывшего заместителя главы Роскосмоса Александра Медведчикова, а замгендиректором в «Спутнике» является Петр Викторович Ремишевский – сын замглавы российского космического агентства Виктора Ремишевского. Толком о деятельности центра известно мало, в своих релизах и на сайте сыновья капитанов российской космонавтики сообщают следующее:

С целью возрождения российских традиций, укрепления духовности и развития молодежи Страховой центр «СПУТНИК» оказывает материальную помощь Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви, клубу спортивных единоборств «Гармония». При содействии СЦС опубликован ряд книг о космонавтике, среди которых «Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года» под редакцией академика РАН Б.Е.Чертока, «Стать космонавтом» С.А.Жукова, «Мы – первые» И.Б. Афанасьева и Д.А.Воронцова. В нынешнем юбилейном году Страховой центр «СПУТНИК» выпустил памятную медаль, посвященную историческому полету Ю.А.Гагарина в космос.

Юридический адрес СЦС полностью совпадает с адресом центрального офиса Роскосмоса: Москва, улица Щепкина, дом 42. Если Роскосмос продолжит также «успешно» запускать ракеты на орбиту, то «детям капитана Гранта» страховать будет нечего. Сложно представить, что американцы, способные взять рынок орбитальных перевозок под свой контроль, захотят стать клиентами юных дарований из России (сейчас их спасает лишь то, что с точки зрения NASA этот рынок низкомаржинальный, но это может измениться, когда туда придут частные американские компании).

Пока же в 2010 году в России было застраховано 38 запусков на сумму 551,1 миллионов рублей, было два страховых случая, выплаты составили 115 миллионов рублей. В текущем году было застраховано 17 спутников на сумму в 640 миллионов рублей.

Что же касается российской спутниковой связи, то авария «Экспресс-АМ4″ отбросит Россию, минимум, на два года в реализации амбициозной программы создания системы спутникового телевидения. Ожидалось, что этот аппарат благодаря надежной европейской электронике сможет отработать на орбите положенные 15 лет (его предшественник, «Экспресс-АМ2″, к примеру, вместо 12 лет отработал всего 3,5 года, а «Экспресс-АМ11″ – 2 года вместо 12), не только окупится, но и принесет прибыль. Однако на изготовление подобного аппарата в Евросоюзе потребуется около 1,5-2 лет. В России же создать его просто невозможно.

По мнению верующих людей, причинами участившихся аварий в российской космонавтике является слабая вера в Бога у начальства и неправильный рецепт святой воды, которой попы освящают перед полетом все ракеты – они экономят на серебре, используя мельхиор:

Лишенные духовности американцы в The Wall Street Journal тем временем издеваются по поводу российского авиасалона МАКС и рекомендуют путинско-медведевской России перестать пускать пыль в глаза:

Для зрителей авиасалон стал напоминанием о недоразвитой инфраструктуре России и всеобщей неорганизованности. Расстояние из Москвы до места проведения авиасалона  – 35 километров,  но дорога занимает 2,5 часа на общественном транспорте.

Добираться на машине ничуть не лучше. В этом году организаторы предвидели недостаток парковочных мест, но вместо того, чтобы предоставить дополнительные, они решили справиться с проблемой, взимая 2700 рублей за место.

Обход всех 12 павильонов с сотнями экспозиций компаний также представляет собой трудную задачу. Организаторы не предоставили никакой информации о том, где какая компания расположена, а когда вопрос был задан в киоске информации,  неосведомленная девушка предложила купить программу салона за 700 рублей.

И, конечно же, вечная проблема России: они забыли про туалеты! Ни одна из карт авиашоу не показывает ни одного туалета, а после 20-минутного поиска нашелся единственный переносной туалет – конечно, без туалетной бумаги.

Может, часть тех миллиардов долларов, которые направляются госкорпорациям на разработку высокотехнологичных самолетов, возможно также использовать для предоставления зрителям базовых услуг: общественного транспорта, сносных дорог, парковочных мест и туалетов.

Фото: Neil Dacosta

Источник

Нравится

Похожие статьи:



Наш RSS

Наша RSS-лента


Enter your email address:

Delivered by FeedBurner


Ярлыки