Зачем исследовать космос?

понедельник, октября 15, 2012 14:31

В 1970 году монахиня из Замбии, сестра Мария Юкунда написала письмо Эрнсту Штулингеру (Ernst Stuhlinger), который в то время занимал пост заместителя директора по научной части в Центре космических полетов NASA, в ответ на его текущие исследования пилотируемых миссий на Марс. В частности, она спросила как он мог предложить тратить миллиарды долларов на такой проект в то время, когда на Земле голодает так много детей.

Поверхность Марса, снятая Curiosity 6 августа 2012, (c) NASA.

Штулингер вскоре послал следующее письмо с объяснениями Сестре Юкунде, вместе с копией культовой фотографии «Восход Земли», сделанной в 1968 году астронавтом Уильямом Андерсом с Луны. Его вдумчивый ответ впоследствии был опубликован NASA под названием «Зачем исследовать космос?»:

6 мая 1970

Уважаемая Сестра Мария Юкунда,

Ваше письмо было среди многих, приходящих мне каждый день, но оно тронуло меня гораздо глубже других, так как оно пришло от человека глубокомыслящего и сострадающего. Я постараюсь ответить на ваш вопрос настолько хорошо, насколько я смогу.

Однако, сначала, я бы хотел выразить мое глубочайшее восхищение Вами и теми многими отважными сестрами, за то, что Вы посвящаете ваши жизни благороднейшей цели: помощи тем, кто нуждается.

В своем письме Вы спросили как я могу предлагать расходовать миллиарды долларов на путешествие на Марс, в то время, когда многие дети на Земле умирают от голода. Я знаю, что вы не ожидаете такого ответа, как «О, я и не знал, что есть дети, умирающие от голода, но теперь я буду воздерживаться от любых космических исследований пока человечество не решит эту проблему!» На самом деле, я знал о голодающих детях задолго до того, как я узнал, что путешествие на планету Марс технически возможно. Тем не менее, я считаю, как и многие мои друзья, что путешествие на Луну и, в конечном итоге, на Марсе и другие планеты, это рискованное начинание, которое мы должны предпринять, и я даже считаю, что этот проект, в конечном счете, будет способствовать решению более серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся здесь, на Земле, чем многие другие потенциальные проекты помощи, которые обсуждались и обсуждаются год за годом, и которые очень медленно приносят осязаемые результаты.

Прежде чем попытаться более подробно описать как наша космическая программа вносит свой вклад в решение наших земных проблем, я хотел бы кратко рассказать предположительно подлинную историю, которая может помочь поддержать мой аргумент. Около 400 лет назад в небольшом городке в Германии жил граф. Он был одним из великодушных графов и отдавал большую часть своего дохода беднякам своего города. Это высоко ценилось, потому что бедность в средневековье процветала, и частые эпидемии чумы периодически опустошали страну. Однажды граф встретил странного человека. У него в доме была мастерская и маленькая лаборатория, и он неустанно трудился в дневное время, чтобы позволить себе несколько часов работы в лаборатории каждый вечер. Он шлифовал небольшие линзы из кусочков стекла, устанавливал линзы в трубы и использовал эти устройства, чтобы смотреть на очень маленькие объекты. Граф был особенно очарован крошечными существами, которых можно было наблюдать с сильным увеличением, и которых он никогда не видел. Он предложил этому человеку переехать со своей лабораторией в замок и отныне посвятить все свое время развитию и совершенствованию его оптических устройств.

Однако, горожане рассердились, когда поняли, что, по их мнению, граф бесцельно тратит свои деньги. «Мы страдаем от этой чумы», говорили они, «в то время, как он платит этому человек за бесполезное хобби!» Но граф твердо стоял на своем. «Я даю вам столько, сколько я могу себе позволить», сказал он, «но я также буду поддерживать этого человека и его работу, потому что я знаю, что когда-нибудь из этого что-то выйдет!»

Действительно, кое-что очень хорошее вышло из этой работы, а также из аналогичных работ, проделанных другими учеными в других местах: микроскоп. Известно, что микроскоп, более чем любое другое изобретение способствовал прогрессу медицины, и что ликвидация чумы и других инфекционных заболеваний в большинстве регионов мира в значительной степени является результатом исследований, которые стали возможны благодаря микроскопу. Граф, отдавая некоторое количество своих денег на исследования и открытия, сделал гораздо больше для облегчения человеческих страданий, чем он мог бы, потратив все на охваченное чумой общество.

Ситуация, с которой мы сталкиваемся сегодня, во многом схожа. Президент Соединенных Штатов тратит около 200 миллиардов долларов в его годовой бюджет. Эти деньги идут на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, реконструкции городов, дорог, транспорта, иностранную помощь, оборону, науку, сельское хозяйство и многие установки внутри и за пределами страны. Около 1,6 процента этого национального бюджета было выделено на исследования космоса в этом году. Космическая программа включает в себя Проект Аполлон и многие другие более мелкие проекты в области космической физики, космической астрономии, космической биологии, планетарные проекты, проекты ресурсов Земли и космической техники. Чтобы сделать эти расходы на космическую программу возможными, средний американский налогоплательщик с годовым доходом в 10000 долларов платит около 30 долларов налога в счет космоса. Остальная часть его дохода, 9970 долларов, остается на его нужды, отдых, сбережения, налоги и все остальные расходы.

Вы, вероятно, спросите теперь: «Почему бы Вам не взять 5 или 3, или 1 доллар из 30 космических долларов, что платит средний американский налогоплательщик и отправить эти доллары на нужды голодных детей?» Чтобы ответить на этот вопрос, я должен кратко объяснить как работает экономика этой страны. Ситуация очень похожа на другие страны. Правительство состоит из нескольких отделов (внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования и социального обеспечения, транспорта, обороны и др.) и бюро (Национальный научный фонд, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и др.). Все они готовят свои годовые бюджеты в соответствии с поставленными задачами и каждый из них должен защищать свой ​​бюджет от чрезвычайно серьезного скрининга комитетами Конгресса и сильного давления со стороны Бюджетного управления и Президента. Когда эти средства, наконец, одобрены Конгрессом, они могут быть потрачены только на определенные статьи затрат, которые обозначены и утверждены в бюджете.

Бюджет Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, естественно, может содержать только те статьи затрат, которые непосредственно связаны с аэронавтикой и космосом. Если бюджет не был одобрен Конгрессом, то средства, предлагаемые для него не будут доступны для чего-то другого, они просто не взимаются с налогоплательщика, если ни один из других бюджетов не получил одобрение на конкретное увеличение, которое затем поглощает средства, не потраченные на космос. Как вы можете видеть из этого краткого дискурса, поддержка голодающих детей, или, скорее, поддержка в дополнение к тому, что Соединенные Штаты уже вносят свой вклад в это очень достойное дело в виде иностранной экономической помощи, может быть получена только при наличии запроса от соответствующего отдела о внесении строки в бюджет специально для этой цели и если этот пункт затем будет утвержден Конгрессом.

Вы можете спросить буду ли я лично поддерживать такой шаг со стороны нашего правительства. Мой ответ: решительное да. В самом деле, я бы совсем не возражал , если мои ежегодные налоги были бы повышены на несколько долларов, чтобы они пошли на еду для голодающих детей, где бы они ни жили.

Я знаю, что все мои друзья думают так же. Тем не менее, мы не могли бы претворить такую ​​программу в жизнь только воздерживаясь от планов путешествия на Марс. Напротив, я даже считаю, что работая на космическую программу, я могу сделать определенный вклад в облегчение и, в конечном счете, решение такой серьезной проблемы, как нищета и голод на Земле. Основными в проблеме голода являются два пункта: производство продуктов питания и распределения продовольствия.

Пищевая промышленность, сельское хозяйство, разведение крупного рогатого скота, рыбалка в океане и другие крупномасштабные операции являются эффективными в некоторых частях мира, но резко отстают по эффективности во многих других. Например, большие участки земли могут быть использованы гораздо продуктивнее, если применять эффективные методы управления водоразделом, использования удобрений, прогнозирования погоды, оценки плодородия, программирования плантаций, выбора поля, сроков выращивания, исследования растений и планирования урожая.

Лучшим средством для усовершенствования всех этих функций, несомненно, является искусственный спутник Земли. Огибая земной шар на большой высоте, он может сканировать широкие участки земли за короткое время, он может наблюдать и измерять большое количество разнообразных факторов, свидетельствующих о статусе и состоянии посевов, почвы, засухи, дождей, снега и т.д., и он может передавать эту информацию на наземные станции для надлежащего использования. Было подсчитано, что даже скромная система спутников Земли, оснащенных датчиками с данными о ресурсах Земли, работающими в рамках программы по всемирному улучшению сельского хозяйства, будет увеличивать ежегодные урожаи эквивалентно многим миллиардам долларов.

Распределение пищи для нуждающихся уже совсем другой вопрос. Вопрос не столько в объеме поставок, а в международном сотрудничестве. Правитель маленького народа может чувствовать себя очень неловко от перспективы поставки большого количества помощи в его страну со стороны большой нации, просто потому, что он боится, что вместе с поставками продовольствия может быть импортировано влияние и сила иностранных держав. Я боюсь, что эффективная помощь голодающим не придет пока границы между странами не станут вызывать меньше разногласий чем сейчас. Я не верю, что космический полет совершит это чудо за одну ночь. Тем не менее, космическая программа, безусловно, является одним из наиболее перспективных и мощных источников, работающих в этом направлении.

Позвольте мне лишь напомнить вам о последней почти трагедии Аполлона 13. Когда подошло время для решающего входа в плотные слои атмосферы астронавтами, Советский Союз прекратил все русские радиопередачи в диапазонах частот, использующихся проектом Аполлон для того, чтобы избежать возможных помех, и русские корабли были размещенных в водах Тихого и Атлантического океанов на случай необходимости аварийно-спасательных работ. Если бы капсула с астронавтами приземлилась рядом с русскими кораблями, то русские, несомненно, оказали бы столько внимания и приложили усилия на их спасение, как если бы русские космонавты вернулись из космического путешествия. Если бы русские астронавты когда-либо оказались в подобной экстренной ситуации, американцы сделали бы то же самое без всякого сомнения.

Повышение производства продовольствия на основе исследования и оценки с орбиты, и лучшее распределение продовольствия путем улучшения международных отношений, только два примера того, как глубоко космическая программа повлияет на жизнь на земле. Я хотел бы привести два других примера: стимулирование технологического развития и формирование научных знаний.

Требования к высокой точности и надежности, которые должны быть предъявлены к компонентам космического аппарата, путешествующего на Луну, беспрецедентны в истории техники. Разработка систем, которые отвечают этим высоким требованиям предоставила нам уникальную возможность найти новые материалы и методы, изобрести лучшие технические системы, процедуры изготовления, увеличить срок службы инструментов и даже открыть новые законы природы.

Все эти вновь приобретенные технические знания также доступны для применения в земных технологиях. Каждый год около тысячи технических инноваций генерируется в космической программе, и они используются в нашей земной технологии, благодаря им совершенствуется бытовая техника и сельскохозяйственное оборудование, швейные машины и радиоприемники, корабли и самолеты, прогнозирование погоды, связь, медицинские инструменты, посуда и инструменты для повседневной жизни.

Возможно, вы спросите почему мы должны сначала развивать системы жизнеобеспечения для наших путешествующих на Луну астронавтов, прежде чем мы сможем создать дистанционный датчик системы для пациентов с заболеваниями сердца. Ответ прост: значительный прогресс в решении технических проблем часто совершается не при прямом подходе, а сначала ставится завышенная цель, которая предполагает сильную мотивацию для инновационной работы, которая в свою очередь возбуждает воображение и побуждает людей прилагать наибольшие усилия, и которая выступает в качестве катализатора, в том числе и для цепочки других реакций.

Полеты в космос, без всякого сомнения, играют именно эту роль. Путешествие на Марс, конечно, не является прямым источником пищи для голодающих. Тем не менее, оно приведет к открытию большого количества новых технологий и возможностей, что только побочные эффекты от этого проекта будут во много раз превосходить стоимость его реализации.

Кроме потребности в новых технологиях, существует постоянная потребность в новых базовых знаниях в области точных наук, если мы хотим улучшить условия жизни человека на Земле. Нам нужно больше знаний в области физики и химии, биологии и физиологии, и особенно в медицине, чтобы справиться со всеми этими проблемами, которые угрожают жизни человека: голод, болезни, загрязнение еды и воды, загрязнение окружающей среды.

Нам нужно больше молодых мужчин и женщин, выбирающих карьеру в науке, и мы должны оказывать поддержку талантливым ученым и которые стремятся заниматься плодотворной исследовательской работой. Сложные задачи исследования должны быть доступны и должна оказываться достаточная поддержка исследовательских проектов. Опять же, космическая программа с её прекрасными возможностями для участия в действительно великолепных научных исследованиях спутников и планет, физики и астрономии, биологии и медицины является почти идеальным катализатором, который вызывает реакцию между мотивацией к научной работе и возможностью наблюдать захватывающие явления природы, и материальной поддержкой, необходимой для выполнения научно-исследовательской работы.

Среди всех мероприятий, которые направляются, контролируются и финансируются американским правительством, космическая программа, безусловно, является самой заметной и, возможно, самой обсуждаемой, хотя она и потребляет всего 1,6 процента от общего государственного бюджета, и 3 тысячных (меньше чем одна треть 1 процента) от валового национального продукта. Как стимулятор и катализатор для развития новых технологий, а также для исследований в области фундаментальных наук, она не имеет себе равных. В связи с этим, мы можем даже сказать, что космическая программа берет на себя функцию, которая в течение трех или четырех тысяч лет была печальной прерогативой войн.

Сколько человеческих страданий можно было избежать, если бы страны, вместо того, чтобы конкурировать с их парками самолетов и ракет, конкурировали бы с их космическими кораблями! Этот конкурс является полным перспективы для блестящих побед, но он не оставляет места для горькой судьбы побежденных, которая не порождает ничего кроме мести и новых войн.

Хотя наша космическая программа, кажется, уводит нас от нашей Земли к Луне, Солнцу, планетам и звездам, я считаю, что ни одно из этих небесных тел не получит столько внимания и изучения космическими учеными, как наша Земля. Она станет лучшей Землёй благодаря не только новым технологическим и научным знаниям, которые мы будем применять для улучшения жизни, но и потому, что мы развиваем гораздо более глубокое восприятие нашей Земли, жизни и человека.

На фотографии, которую я прилагаю к настоящему письму, изображена наша Земля, как её видно из Аполлон-8, когда он облетал Луну на Рождество 1968 года. Из всех многочисленных замечательных результатов космической программы, эта фотография может быть самым важным. Она открыла нам глаза на тот факт, что наша Земля это красивый и самый драгоценный остров в неограниченной пустоте, и что нет другого места для нашей жизни, кроме как тонкий поверхностный слой нашей планеты, граничащий с мрачным пространством космоса. Никогда прежде так много людей не признавало насколько ограничена на самом деле наша Земля и как опасно было бы вмешиваться в её экологический баланс. С тех пор, как эта фотография была впервые опубликована, стали громче и громче слышны голоса, предупреждающие о серьезных проблемах, с которыми сталкивается человек в наше время: загрязнение, голод, нищета, городская жизнь, производство пищевых продуктов, контроль воды, перенаселение. Конечно, не случайно мы начинаем видеть огромные задачи, которые ждут нас в то время, когда молодая космическая эра предоставила нам первую хорошую возможность взглянуть на нашу собственную планету.

Однако, к счастью, космическая эра не только даёт нам зеркало, в котором мы видим самих себя, она также дает нам технологии, испытания, мотивацию и даже оптимизм для уверенного решения этих задач. То, что мы узнаем в нашей космической программе, я думаю, полностью подтверждает высказывание Альберта Швейцера: «Я смотрю в будущее с тревогой, но с доброй надеждой»

Мои наилучшие пожелания Вам и Вашим воспитанникам.

С уважением,
Ернст Штулингер
Заместитель директора НАСА по научной части.

Источник: http://www.lettersofnote.com/2012/08/why-explore-space.html
Перевод Ирины Бригиневич.

Нравится

Похожие статьи:



Наш RSS

Наша RSS-лента


Enter your email address:

Delivered by FeedBurner


Ярлыки