Анатомические сны: наука и искусство

четверг, июля 15, 2010 19:55

Albrecht von Haller (anatomist); C.J. Rollinus (artist); Gottingen, 1756. Copperplate engraving

Albrecht von Haller (anatomist); C.J. Rollinus (artist); Gottingen, 1756. Copperplate engraving. National Library of Medicine

Анатомические иллюстрации появились примерно одновременно с изобретением печатного станка в XV веке и были совсем не похожи на медицинские иллюстрации в учебниках анатомии, которые мы с вами знаем сегодня. Изображения внутреннего строения человеческого тела, с постоянным его пересмотром в ходе исторического прогресса исследований, сильно напоминает те радикальные изменения, которые произошли и продолжают происходить в истории искусства.

Frederik Ruysch (1638-1731) (anatomist); Amsterdam, 1744. Etching with engraving

Frederik Ruysch (1638-1731) (anatomist); Amsterdam, 1744. Etching with engraving. National Library of Medicine

Современные передовые технологии и устройства отображения дают в наше распоряжение инструменты, позволяющие изучать анатомию человека с наибольшей возможной точностью. С другой стороны, это не означает, что научная иллюстрация навсегда изгнана из категории искусства. Некоторые высококвалифицированные научно-технические иллюстраторы всё ешё производят то, что может быть охарактеризована только как искусство. Одним мз ярких примеров могут служить замечательные биологические иллюстрации художника Ernst Haeckel.

Charles Estienne (1504-ca. 1564) (author); Étienne de la Rivière (d. 1569) (anatomist) Paris, 1546. Woodcut

Charles Estienne (1504-ca. 1564) (author); Étienne de la Rivière (d. 1569) (anatomist) Paris, 1546. Woodcut.

Но вернемся к нашему первоначальному обсуждению начального периода в истории анатомической иллюстрации. Ключевым фактором, который необходимо отметить, был тот факт, что анатомические изображения и иллюстрации в первые дни их существования были, по сути, новой формой искусства. Доминирующий стиль этих рисунков и гравюр просто фантастический. Графические композиции раскрывают поистине творческие подходы художника в детализации ранее неизвестного внутреннего стоения человека, а затем идут дальше, подчеркивая главную тему с помощью проработки деталей в рамках, различных видов иконографии и даже мифологическх элементов. Задние фоны, сцены и композиции этих работ служат в качестве "метафорического эха", обогащая анатомическое описание и, одновременно, передавая зрителю точку зрения остающегося за кадром анатома на природу.

Giulio Casserio (ca. 1552-1616) (anatomist), Odoardo Fialetti (artist), Venice, 1627. Copperplate engraving

Giulio Casserio (ca. 1552-1616) (anatomist), Odoardo Fialetti (artist), Venice, 1627. Copperplate engraving.

Речь идет о эволюции анатомии, как науки, которая развивалась в значительной зависимости от чисто визуального, основанного на предположениях и художественном подходе, методе исследования еще неизвестного тела человека. Сайт The Dream Anatomy Website, основанный Национальной медицинской библиотекой США, в подробностях рассказывает о том, как искусство и наука анатомических изображений выросли из широкого спектра странных, абстрактных и нереалистичных элементов: "причудливых, сюрреалистических, красивых и гротескных".

Bernhard Siegfried Albinus (1697-1770) (anatomist), Jan Wandelaar (1690-1759) (artist), London, 1749

Bernhard Siegfried Albinus (1697-1770) (anatomist), Jan Wandelaar (1690-1759) (artist), London, 1749

Практика вскрытия человеского тела в ранних европейских медицинских школах позволила анатомам серьезно увеличить практическую глубину понимания его структуры. В результате этого, с точки зрения анатомической иллюстрации, потребовалось развитие нового акцента, направленного на повышенную техническую точность иллюстрации. Сайт The Dream Anatomy описывает блестящий и сказочный гипер-эстетизм, который с большим искусством демонстрировал более глубокие знания и возросшее понимание границ и поверхностей человеческого тела.

Bernardino Genga (1636?-1734?) (anatomist) Charles Errard (1609?-1689) (artist), Rome, 1691. Copperplate engraving

Bernardino Genga (1636?-1734?) (anatomist) Charles Errard (1609?-1689) (artist), Rome, 1691. Copperplate engraving.

Один мотив, который повторяться на протяжении всей истории анатомической иллюстрации, это мотив смерти. Однако, важно отметить, что после того, как анатомия стала признанной наукой (это случилось около 1800 года), мотив смерти исчез из медицинских учебников и вернулся в произведения традиционных искусств.

Francesco Bertinatti (fl. mid-1800s) (anatomist), Mecco Leone (artist), Turin, 1837-39. Lithograph

Francesco Bertinatti (fl. mid-1800s) (anatomist), Mecco Leone (artist), Turin, 1837-39. Lithograph.

Фактически, анатомия в искусстве выросла в некий жанр, который существует и по сей день. Литографии, приведенные в этой статье, являются примером того, как художники свободно заимствовали содержание и идеи из научных иллюстраций, одновременно используя "яркие, живые и эксцентричные образы".

Fritz Kahn (1888-1968) (author), Stuttgart,1926. Relief halftone

Fritz Kahn (1888-1968) (author), Stuttgart,1926. Relief halftone.

Работы Фрица Кана (Fritz Kahn), художника начала 20-го века, используют метафоры индустриального общества, модернизации и объединяют их с визуальным изображением человеческого тела. Они направлены на описание сложности современного мира в процессе его функционирования и внутреннего взаимодействия, находя свое отражение через анатомию человека.

Andreas Vesalius (1514-1564) (anatomist) Stephen van Calcar and the Workshop of Titian (artists) Basel, 1543. Woodcut.

Andreas Vesalius (1514-1564) (anatomist) Stephen van Calcar and the Workshop of Titian (artists) Basel, 1543. Woodcut.

Самым поразительным является то, что в эпоху между 1450 и 1750 годами границы искусства и науки не были строго определены. Термин "анатомический сон" (Dream Anatomy), прекрасно описывает науку, которая еще не была наукой, и искусство, которое уже не было просто искусством.

Перевод - Источник

Нравится

Похожие статьи:



Наш RSS

Наша RSS-лента


Enter your email address:

Delivered by FeedBurner


Ярлыки